"В мире Оригами"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире оригами» предназначена для воспитанников дошкольного возраста, проявляющих интерес к художественному творчеству и конструированию из бумаги. В результате обучения дети усовершенствуют моторные навыки, научатся конструировать поделки из бумаги и овладеют различными приемами складывания её.
Одной из важнейших задач дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие сказки и т.д. Также, одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является создание различных поделок своими руками – такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения дошкольником программы начального образования в будущем.
Конструирование из бумаги является не только увлекательным, но совершенствует и координирует движения пальцев и кистей рук, влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка и способствует подготовке его к школе. Психологами и педагогами доказано, что техника оригами способствует развитию у детей целого комплекса навыков. Занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способствуют повышению активности, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требуют одновременного контроля над движениями обеих рук, повышаются навыки мелких и точных движений пальцев обеих рук, активизируется творческое мышление, увеличивается его скорость и гибкость, развиваются пространственное воображение, глазомер.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.
Программа создана на основе методических пособий Афонькина С.Ю., Афонькиной Е.Ю., «Уроки оригами», Т. Б. Сержантова «Оригами для всей семьи» Т.Б. Сержантова «366 моделей оригами», С. Мусиенко Г. Бутылкина «Оригами в детском саду».
Эта программа поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без ножниц и клея, сотворения настоящих шедевров своими руками.
Направленность
Таким образом дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире оригами» разработана для детей 5-7 лет по развитию мелкой моторики рук посредством оригами.
Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми приемов работы с бумагой.
Программа “В мире оригами” включает деятельность по конструированию из бумаги, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе обучения у детей формируются и развиваются конструкторское и образное мышление, пространственные представления, воображение, эстетические потребности и художественно –изобразительные способности.
Кроме того, занятия оригами учат детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание. Развивают способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
Учат концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям. Стимулируют развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Знакомят детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами. Развивают пространственное воображение –учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку. Развивают художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию. Способствуют созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей. Совершенствуют трудовые навыки, формируют культуру труда, учат аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.
Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению у дошкольников знаний, полученных на занятиях кружка, в рисовании, природопользовании.
Практическая значимость данного кружка велика. Работами детей можно украсить группу, площадку. Ребята могут подарить свои поделки сотрудникам, детям, родителям. Из лучших работ можно организовать выставки.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «В мире оригами» имеет художественную направленность и ориентирована на формирование и развитие творческих способностей воспитанников. Она направлена на развитие у детей художественного вкуса, раскрытие личности, воспитание внутренней культуры, приобщение к миру искусства.
Отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью программы является корректировка заданий в процессе обучения в зависимости от опыта и степени усвоения детьми учебного материала, возможность составления рисунка или аппликации с изготовленной фигуркой. А также предоставление возможности реализации программного содержания с применением информационно- коммуникационных технологий, позволяющих ребенку действовать по видео-инструкции, изготавливая поделку.
Адресат программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире оригами» предназначена для воспитанников дошкольного возраста с 5 до 7 лет.
Форма обучения:
Программа предусматривает индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения - занятия, позволяющие педагогу построить образовательную деятельность в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Программа занятий
Обучающие:
1. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
2. Формировать умения следовать устным инструкциям, читать схемы.
3. Обучать различным приемам работы с бумагой.
4. Обогащать словарь детей специальными терминами.
Развивающие:
1.Развивать мелкой моторики рук и глазомер.
2.Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию воспитанников.
3.Развивать внимание, память, логическое мышление пространственное воображение.
Воспитывающие:
1.Прививать интерес к искусству оригами.
2. Расширять коммуникативные способности детей.
3. Воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника